Печать

 

 УРОК глобализации № 452: Никогда не по­чивайте на лаврах.

 

Новозеландцы его усвои­ли лучше других. Более ста лет тому назад директ­риса колледжа для девочек привезла в эту страну семена растения Actinidia, и в результате появился маленький, пушистый фрукт, который был назван в честь национальной нелетающей птицы киви. К 1970-м годам небольшие шарики с пикантным вкусом стали символом страны и ее народа (кото­рый конечно же тоже называется киви). И все в этом мире было хорошо. До тех пор, пока в 1989 году Новая Зелан­дия не начала терять свои доминирующие по­зиции на новом мировом рынке данного фрукта, оборот которого оценивается в 2,5 миллиарда долларов. Если раньше Новая Зеландия была единственным экспортером киви, то теперь стала лишь одним из многих. Возникла угроза потери крупнейшего источника национального дохода (почти 40% экспорта фруктов из Новой Зеландии приходится на мохнатые ягоды), поэтому в стране решили выбрать стратегию, подсказанную теорией скрещивания Грегора Менделя, и получать патенты на свои сорта. Объединившись под эгидой маркетинговой ком­пании Zespri International, 2500 садоводческих компаний совместно с государственным «институ­том фруктовых наук» HortResearch разработали (и запатентовали) новый сорт киви, представленный миру в 2000 году под названием Zespri Gold.

В соответствии с названием мякоть нового ки­ви имеет солнечно-желтый оттенок, отличается, по сравнению со своим терпким зеленым собратом, бо­лее сладким вкусом и тропическим запахом. Этот не­обычный цвет в сочетании с более мягким вкусом значительно расширил число любителей киви. В про­шлом году Zespri Gold было продано на сумму 150 миллионов долларов, то есть на 50% больше, чем дву­мя годами ранее. К 2009 году Zespri планирует дове­сти объем продаж до 650 миллионов долларов. Кроме того, садоводческие компании во всем мире, если они рассчитывают заработать на этом новом сочном фру­кте, должны теперь покупать лицензию и платить Zespri проценты за право пользования патентом. Вы­рученные таким образом средства Zespri распределя­ет между фермерами Новой Зеландии. В идеале Zespri стремится, чтобы ее торговая марка в мире киви стала столь же узнаваемой, как Dole на рынке ананасов и Chiquita на рынке бананов. Вместе с тем патентовать старый оригинальный зеленый киви, известный в торговом мире как Hayward, Zespri уже поздно. Когда этот сорт был выведен в Новой Зеландии, патентов на такого рода «изобретения» еще не существовало и никому в голову не приходило защищать фрукт или его название от конкурентов. «Оценивая ситуацию сейчас, следует признать, что мы совершили ошибку. Но тогда никто, конечно, не представлял, насколько важным для нас станет киви», — заме­тил Росс Фергюсон, научный сотруд­ник HortResearch. Компания "HortResearch" по своей сути является частью  Zespri, она здесь аредует  офис и землю. Но Zespri активно пытается вернуть утраченные позиции, выращивая новые сорта, на которые можно получить патент. Сейчас создается новый, крас­ный сорт (одновременно похожий и на зеленый, и на золотой киви, но со сверкающей кроваво-крас­ной сердцевиной).По иронии судьбы, для того чтобы выращи­вать киви круглый год, Zespri заключила несколько лицензионных сделок с садоводческими компани­ями в Италии, Франции, Японии, Корее, Чили и Соединенных Штатах. В прошлом году за предела­ми Новой Зеландии площадь фруктовых садов, в которых выращивают зеленый и золотой сорта, достигала 2000 акров, при том что в 2004 году их было всего 1700. Сейчас Zespri контролирует 20% мирового рынка пушистого фрукта, то есть больше, чем любая другая компания. Постройка и аренда складов по всему миру говорят о многом. И киви, по-видимому, снова прочно бу­дет ассоциироваться с его приемной родиной. Однако не стоит забывать полученные уроки. Киви впервые привезли в Новую Зеландию из Ки­тая, и вполне возможно, что скоро конкуренция на мировом рынке раз­горится с новой силой и в совсем ином масштабе.