В начало

Управления финансированием деятельности предприятия (служба капитана порта)

Отсутствие понятной правовой ос­новы деятельности портовых властей, капитана порта позволяет заинтере­сованным структурам решать конкрет­ные вопросы портовой деятельности административными методами, не ори­ентируясь на интересы государства и субъекта Федерации.

Таким образом, подчинением од­ному юридическому лицу организаций и структур, осуществляющих хозяйствен­ную деятельность в сфере обеспече­ния безопасности судоходства и орга­нов, осуществляющих административ­но-властные полномочия, а также над­зор и контроль за безопасностью мо­реплавания, нарушилась система над­зора и контроля за безопасностью мореплавания. Можно констатировать, что Указ Президента РФ от 09. 03. 2004 г. № 314 до сих пор не выполня­ется, но это, вероятно, дело уже не только совещания в Совете Федера­ции, но и Генеральной прокуратуры.

В руководстве отрасли высказыва­ется мысль о том, что создание тер­риториальных органов Ространснадзора на базе капитанов портов невозмож­но, так как приведёт к разрушению действующей системы Государствен­ного надзора в морских портах из-за невозможности в настоящий мо­мент обеспечить достаточное бюд­жетное финансирование служб ка­питанов портов, если их подчинить Ространснадзору. Поэтому до сего времени службы капитанов портов вы­полняют свои контрольно-надзорные функции, будучи подведомственны Рос­морречфлоту (сфера государственных услуг) и зависимы от коммерческой деятельности афилированных с ними организаций (продажа услуг портов - в том числе продажа аренды офисов и аренды складов и территорий)

Такое зависимое положение капи­танов портов и использование их в конкурентной борьбе на рынке порто­вых услуг, несомненно, оказывает влияние на качество выполняемых ими контрольно-надзорных функций и в целом подрывает авторитет Государ­ственного контроля.

На сегодняшний день ничто не ме­шает в целях выполнения Указа № 314, подчинить капитана порта Ространс­надзору, а службе капитана порта Придать организационно — правовую форму — федерального государствен­ного учреждения, что в соответствии с действующим законодательством позволяет в полном объеме наделить её функциями по осуществлению го­сударственного контроля (надзора) в морских портах и зоне ответственно­сти Российской Федерации, а так же сохранить финансирование её деятель­ности за счет портовых сборов.

Для этого нужно только в Постанов­лении правительства от 30. 07. 2004 г. № 398 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта» исключить п. 2 а, а п. 2 г изложить в редакции: «Капи­таны морских портов назначаются на должность и освобождаются от долж­ности Федеральной службой по над­зору в сфере транспорта».

При этом предусмотреть, закреп­ление на праве оперативного управ­ления, за службой капитанов портов федерального имущества, необходи­мого для выполнения возложенных на них функций портовых властей, в том числе, обеспечение безопасности мореплавания, включая обеспечение выполнения требований национального законодательства и международных соглашений РФ в порту и на подходах к нему, а так же в зоне ответственно­сти Российской Федерации.

В соответствии со ст. 120 ГК РФ, а также ст. 9 Федерального закона от 12. 01. 1996 г. № 7-ФЗ учреждением признается организация, созданная собственником, в том числе для осу­ществления управленческих функций. При этом, согласно ст. ст. 41, 161 Бюджетного Кодекса Российской Фе­дерации такие учреждения будут яв­ляться бюджетными организациями, а получаемые ими портовые сборы — неналоговыми доходами федерально­го бюджета. Таким образом, финан­сирование деятельности служб ка­питанов портов, как бюджетных уч­реждений в соответствии с п. 2 ст. 161 Бюджетного Кодекса РФ, может осуществляться за счет портовых сборов, соответственно учитываемых как неналоговые доходы и расходы федерального бюджета.

Финансирование Государственно­го учреждения за счет части порто­вых сборов прямо предусмотрено По­становлением Правительства РФ от 25. 09. 2002 г. № 705, что в полной мере корреспондируется с действую­щим законодательством, допускающим финансирование деятельности феде­рального государственного учрежде­ния как из федерального бюджета по бюджетной росписи, так и за счет до­ходов от разрешенной деятельности. В соответствии с положениями п. 7 ст. 161 Бюджетного кодекса Россий­ской Федерации использование бюд­жетных средств должно производить­ся исключительно через лицевые счета бюджетных учреждений, кото­рые ведутся Федеральным казначей­ством Российской Федерации.